вспомнила Кинга, и подумалось.
не получилось ли так, что в современной литературе фантастика выродилась в скромный технический приём. в один из способов двинуть повествование. - или вернулась к тому, с чего когда-то, во глубине веков, начинала.
*
за что я её раньше любила. её, такую, какой она была раньше; особенно советскую. - за сотворение миров. за чувство нового и необычного, которое давали книги. - советскую особенно - за то, что её миры - добрые.
а теперь... теперь я вот даже статью такую читала - и ещё 10 лет назад, в 1999-м так примерно - что мол сотворение миров - жанровая особенность "фэнтези". противно даже глупость эту повторять.
но увы, сильно сдаётся мне, что только "фэнтези" /ставлю в кавычки, потому что слово тоже уж больно противное... а показательно, пожалуй, что за 10 лет ничего лучше не придумали.../ сейчас и обращается к иному облику мира. у этой литературы "этот свет немножечко не тот". а "тот", что она предлагает, это прямо... огорчение одно... убогая штамповка.
между прочим, "Сотворение миров" - наверно многие здесь знают, но напоминаю - слово Чюрлёниса, повторённое Ольгой Ларионовой; то есть - прозвучавшее именно в научной фантастике.
так вроде - по логике - у фантастики есть перспективы. если вообще будет жить литература, что тоже на самом деле не факт.
а по факту - фантастика в глубоком ауте, насколько вижу и знаю. правда, я давным-давно не в теме; но если бы звезда фантастики горела - отсветы доходили бы наверняка, я бы знала, думаю.
и вот у меня вопрос. какие у кого будут соображения, если будут? как полагаете, есть ли у фантастики перспективы, или всё уже, угасла совсем? и ещё вопрос: нужна ли фантастика? - наверно все мы здесь были бы рады новой хорошей фантастике. но вообще, объективно, в наш век информации, фантастических технологий и ля-ля - может, уже не нужна?
не получилось ли так, что в современной литературе фантастика выродилась в скромный технический приём. в один из способов двинуть повествование. - или вернулась к тому, с чего когда-то, во глубине веков, начинала.
*
за что я её раньше любила. её, такую, какой она была раньше; особенно советскую. - за сотворение миров. за чувство нового и необычного, которое давали книги. - советскую особенно - за то, что её миры - добрые.
а теперь... теперь я вот даже статью такую читала - и ещё 10 лет назад, в 1999-м так примерно - что мол сотворение миров - жанровая особенность "фэнтези". противно даже глупость эту повторять.
но увы, сильно сдаётся мне, что только "фэнтези" /ставлю в кавычки, потому что слово тоже уж больно противное... а показательно, пожалуй, что за 10 лет ничего лучше не придумали.../ сейчас и обращается к иному облику мира. у этой литературы "этот свет немножечко не тот". а "тот", что она предлагает, это прямо... огорчение одно... убогая штамповка.
между прочим, "Сотворение миров" - наверно многие здесь знают, но напоминаю - слово Чюрлёниса, повторённое Ольгой Ларионовой; то есть - прозвучавшее именно в научной фантастике.
так вроде - по логике - у фантастики есть перспективы. если вообще будет жить литература, что тоже на самом деле не факт.
а по факту - фантастика в глубоком ауте, насколько вижу и знаю. правда, я давным-давно не в теме; но если бы звезда фантастики горела - отсветы доходили бы наверняка, я бы знала, думаю.
и вот у меня вопрос. какие у кого будут соображения, если будут? как полагаете, есть ли у фантастики перспективы, или всё уже, угасла совсем? и ещё вопрос: нужна ли фантастика? - наверно все мы здесь были бы рады новой хорошей фантастике. но вообще, объективно, в наш век информации, фантастических технологий и ля-ля - может, уже не нужна?
Я не специалист и потому, возможно (если не наверняка), ошибаюсь, но разве НФ не порождение эпохи НТР? Теоретически, наш век информации, фантастических технологий и ля-ля для этого жанра - самая питательная среда.
И да, нету ничего или почти ничего нового и хорошего. Загадка.
Возможно, дело в том, что мы в который раз расколдовали мир, и то, что является ядром жанра: познание и создание качественно нового, - утратило свое очарование? Мы ведь в массе своей перестали восхищаться новыми технологиями и мечтать о них - мы ими чаще всего просто пользуемся.
Да, взять хотя бы тот же самый Обоснуй: один из последних вопросов: развернули материк на 90 градусов _без_ последствий для флоры-фауны. Как? "Итс э маджик". Ну, и где здесь может быть научная составляющая фантастики?
Издательства хотят "плодовитых" писателей (говорят, без 3-х готовых романов и синопсисов еще на 10 вообще даже не разговаривают), писатели хотят кушать. Вот и результат: вместо продуманного мира научной фантастики на прилавки выкидываются тонны фэнтази. Причем, не всегда хорошего качества. Пипл схавает. Грустно это на самом деле.
В разное время общество хотело совершенно другого от литературы данного жанра. Вначале НФ исключительно была о технических изобретениях будущего, немного позже перешла на социальные проблемы будущего. Но, если немного вникнуть, ориентация на социальные темы привлекает больше людей, так как для него нужно меньше знаний, всего лишь элементарное знание психологии. Такой переход увеличил аудиторию любителей данного жанра. Дальше интерес начал спадать, переключение аудитории на фэнтези и прочее (сейчас достаточно книг о социальных проблемах). Почему? Я объясняю это тем, что большинство ориентируется на более легкую для чтения и восприятия литературу. А каждый писатель ориентируется на аудиторию, ибо хочет быть знаменитым и богатым. Почему общество требует сейчас именно фэнтези, бульварные романы - не мне судить.
Про сложность написания хорошей НФ уже сказали выше.
но лично мне представляется, что всё-таки дело в современном облике мира. конечно, и в конце 19 - начале 20 века - тогда, когда начинался расцвет фантастики - было много всяких чудес прогресса... но тогда они были гораздо непривычней, гораздо чудесней. а сейчас стали обыденностью. будущее слишком приблизилось; во всяком случае - наверно, теперь его хорошо видно не вооружённым волшебной линзой фантастики глазом...
впрочем, возможно, киберпанк, упомянутый Sanguiss Incarnadine, это и есть, так сказать, современный извод фантастики, облик, в котором она существует сейчас; а информационные технологии - это, видимо, сейчас тот самый наиболее значимый для человечества круг технических проблем, который привлекает внимание фантастов.
но, как правило, бывает основная.
читатели и любители фантастики, стали бы вы сейчас такое читать? новое, но в прежнем духе?
/то, что в кавычках - такое определение судьбы выпало Цветаевой по гадательной книге петровского времени, после возвращения в Советский Союз и, кажется, уже после начала войны; незадолго до её смерти./
Стала бы.
Кстати, есть еще и проблема "все уже украдено до нас" (с). Новое придумать и воплотить сложнее...
Зависит от самой фантастики, от автора. Если это будет "светлое и доброе", но без прессинга идеологии, то почему бы и не почитать?
не знаю... может и будут)
Gabriel <Lee> Lark, да-да, ещё одна проблема... я и забыла. из нашего мира ушла надежда. в частности и в особенности - надежда на светлое будущее. не очень-то получается увидеть впереди светлое и доброе...
но у меня чувство, что надежда возвращается. это странно, но это факт. "нельзя жить без надежды!.."
Ну, так не зря говорят, что надежда умирает последней
зверски убив перед этим Веру и Любу. И либо мы найдем нечто высшее, ради чего стоит жить, или деградируем и вымрем. Процесс уже пошел... К сожалению.и не что иное, как это обсуждение помогло мне заметить проблеск)
будем надеяться, что эти проблески - не иллюзия.
короткое стихотворенье Веры Павловой:
вот, согласна.
Совсем современная научная фантастка, гм... Может выглядеть достаточно заумной. Из последнего (что читано) - это размышления вокруг генной инженерии, квантовой физики, разработки ПО, искинов, MMORPG, вирт. реальноси и т. п. Многие ли этим сейчас интересуются то? Особенно на уровне "а как это устроено"? Всё больше на "работает - и хорошо".
Очень здравые мысли.
Современная hard sci-fi слишком сложна для неспециалиста и потому малоинтересна ему.
Те же технотриллеры Крайтона или сериал ReGenesis, например...
насколько вижу, Вы это выражение используете несколько в другом смысле, что я. ) к тому же у меня - технический приём. я о технике создания литературного произведения.
но в целом Ваши слова принимаю к сведению; благодарю.
я в самом деле - к тому же - видимо, не в теме. не знаю, работает ли кто сейчас на Западе в жанре фантастики, и если работает, то сколь качественно, и читаем ли он.
впрочем, знаю, что у нас современную фантастику свою - просто не издают, западную - не переводят. *вздох* в полном соответствии со сказанным выше об издательской политике.
впрочем, припоминаю - как исключение - одну примитивную антиутопию нашенского кондового автора... но она не в счёт, именно в силу своей глубокой вторичности.
Смотря, конечно, как преподносить. Но в целом - согласен. В качестве примера. Читал два рассказа. Оба на квантовомеханическую тематику (о парадоксе шрёдигеровского кота). Один оказался достаточно скучным и, увы, непонятным. Второй - прочитанным на одном дыхании. Названия, увы, запамятовал.
насколько вижу, Вы это выражение используете несколько в другом смысле, что я. ) к тому же у меня - технический приём. я о технике создания литературного произведения.
Думаю, что в том же.
впрочем, знаю, что у нас современную фантастику свою - просто не издают, западную - не переводят.
впрочем, припоминаю - как исключение - одну примитивную антиутопию нашенского кондового автора...
Эмм... Боюсь, вы не на те книжные полки смотрите или не те книжные магазины посещаете.
Спасибо. "Ложная слепота" как раз в этой серии и вышла. Надо будет и остальное докупить.