IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
Можно долго спорить на тему "Умерла ли современная НФ или нет? Настанет ли ещё золотой век НФ, или всё уже в прошлом" и т. п. А можно брать, и читать хорошие книги. И получать от этого удовольствие. "Эйфельхайм. Город-призрак" Майкла Флинна одна из таких. Жанровую принадлежность можно определить как научная фантастика/криптоистория. Если, правда, под НФ понимать стиль, в котором писал Жюль Верн (т. е. "здесь и сейчас" происходят события, но весьма удивительные).
Книга составлена из двух линий повествования. Действия одной линии происходят в средние века, недалеко от границы Германии со Швейцарией. Действия другой - в наше время. "Средневековая" линия повествует о том, как в середине XIV-го века в лесах Германии, недалеко от местечка, в последствии названного Эйфельхаймом, потерпел крушение инопланетный корабль. Жители городка (сначала в лице местного пастора, сержанта гарнизона замка и одной из жительниц деревни, а потом и все остальные) вошли в контакт с обитателями корабля и пытались, в меру своих возможностей, помочь им в затруднительной ситуации, в которую они попали. Действие второй линии происходят в наши дни, где клиолог Том и физик-космолог Шерон продвигаются в своих исследованиях. Том - в исследовании причин ухода жителей из местечка Эйфельхайм, а Шерон - исследование многомерных пространств и возможных причин снижения скорости света. Каждый из них занимается своими исследованиями, делясь результатами друг с другом, и в финале оказывается, что они могут многим помочь друг другу, несмотря на то, что области их научных разработок, казалось бы, не пересекаются ни на миллиметр.
Каждая из линий написана в своём стиле и от третьего лица. В центре исторической линии находится деревенский пастор Дитрих, принимающий непосредственное участие во всех описываемых событиях. Современная линия меняет своих центральных персонажей - часть глав написана про Шерон, другая часть - про Тома.
"Историческая" линия является основной, и, по большому счёту, размыслительная и бытоописательная (не в ущерб сюжету). Автор аккуратно и скрупулезно разворачивает перед читателем реалии, быт и окружение германской деревни 14-го века. Картина выписана настолько детально, что в процессе чтения ты буквально погружаешься в то время, а когда в деревню приходит чума, то ужас и страх от происходящего ощущаются вместе с героями. Потерпевший аварию корабль пришедший и его экипаж показаны так, как мог бы воспринять подобные события (и подобных существ) типичный средневековый житель. Автор везде, где может, избегает антропогенных анахронизмов. Незнакомые инопланетные предметы и явления описываются теми терминами, которые были в арсенале натурфилософов того времени. "Неологизмы", присутствующие в тексте, и легко узнаваемые современными читателями, поданы так, как будто бы их придумывает сам пастор Дитрих, пользуясь известными ему в то время понятиями и терминами. Вообще, эта линия повествования стала для меня своего рода открытием. Открытием европейского средневековья того периода. "Вдруг" выясняется, что в средние века существовала пытливая научная мысль (называемая тогда "натурфилософией"), что развивали её не опальные "алхимики", а служители церкви (а по другому и быть не могло). Что христианское мировоззрение нисколько не мешало (и не мешает) развитию научной мысли. Особый интерес вызывают размышления Дитриха на разные темы, его диалоги как с инопланетянами, так и с его современниками (например, с монахом-францисканцем, жившим в его приходе, или .... с самим Оккамом, бывшим его, Дитриха, однокашником). Эти размышления и диалоги составляют немалую часть повествования и, очевидно, являются размышлениями самого автора на широкий спектр тем, как то: сущность христианства и жертвенности, сущность технического прогресса и его восприятие обществом, взаимоотношение христианства и науки, разные способы восприятия окружающей нас действительности, и многих других. "Крэнки" (так были названы инопланетяне) в достаточной степени не похожи на людей, чтобы поставить перед пастором ряд вопросов - а наделены ли душой сознания, не созданные "по образу и подобию" господа Бога, можно ли их крестить, как они вообще вписываются в привычную ему картину мира? Планов повествования в этой лини много, и каждый из них по-своему интересен.
"Современная линия" с одной стороны, более прозаичная, с другой - необходимым образом дополняет "историческую" линию. По сюжетному построению больше похожа на детектив (там, где Том пытается раскопать - что же случилось там, в Эйфельхайме - Оберхайме в далёком 1347-ом году), а размышления Шерон приближают произведение к НФ. Не смотря на то, что "историческую" линию можно считать основной, без "современной" линии произведение было бы совершенно, совершенно иным. То, что происходит "здесь и сейчас" органичным образом завершает повествовательные линии, выводя книгу на иной уровень.

Общие впечатления - очень положительные. Придраться - не к чему, да и особо не хочется. Есть много над чем поразмышлять.

@темы: Отзыв