• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: отзыв (список заголовков)
13:05 

Лем Станислав "Солярис"

BP Shagrath
Необычайная банальность эта антиутопия.(с)
Прочитал на одном дыхании, отрываясь от книги лишь на несколько минут. Произведение достойное наивысшей оценки. Удивительно как раньше мне не доводилось слышать о столь известном писателе. Космическая фантастика приправленная психологией человека и философией бытия. Я бы даже сказал, акцент поставлен на второе и третье, а первое лишь средство для передачи рассуждений и мыслей писателя по поводу различных явлений, то есть, служит лишь хорошей оболочкой, создающей необходимую атмосферу и образы. Каждая глава как отдельный материал для раздумий, затрагивающий ту или иную тему. Но только прочитав от начала до конца можно уловить главную идею и восхитится насколько гармонично одна мысль дополняет вторую складываясь в общую идею.
Автор поднимает темы поиска истинны. Описывает то, что толкает людей исследовать окружающий мир и что происходит когда они сталкиваются с тем, что не в силах понять, исследовать. Он показывает реакцию, как каждый пытается сам себе объяснить непонятное, отчего теорий становится огромное количество, а понимание не всегда приходит, если не пропадает вовсе. Попытка автора осмыслить и показать психологию не отдельного человека, а человечества в целом. Лем Станислав, отлично показал как глобальные тенденции, так и менее масштабные но не менее важные для каждого, он описал предполагаемую реакцию человека встретившегося со своими скрытыми желаниями, с тем чему лучше оставаться лишь в фантазии. Чтобы ощутить подобное в полной мере, нужно представить, как подавляемые вами желания, комплексы, страхи обретают форму и происходят в реальности. Ведь именно в этот момент мы понимаем что боимся в действительности - самих себя.
С другой стороны, в книге показано насколько важны воспоминания, как из неприятных они переходят со временем в категорию лучших. Показывая удивительное свойство нашей психики и плохой памяти приукрашивать прошедшее, пропуская событие через свое сознание, добавляя ему то, что хотелось бы тогда увидеть, дорисовывая несуществующие детали и представляя что было бы, если бы тогда мы поступили не так, а иначе. И просто показывая как иногда протекают отношения между двумя людьми, и насколько сильным и зависимым бывает чувство любви.

Читать онлайн: lib.align.ru/getbook/6582.html

@темы: Отзыв, Лем Станислав

20:04 

Дмитрий Глуховский "Сумерки"

научись реверсам и ебаться на коньках
Где-то два года назад я прочитала эту книгу и написала коротенький отзыв. Я, в общем-то, не хотела выставлять, потому что мне было еще мало лет и написано, возможно, кривовато, но, думаю, ничего страшного от этой записи не случится.

"Итак, наконец-то прочитаны "Сумерки" Глуховского. Читала я ее для себя довольно долго, почти месяц, однако это того стоило.

"Сумерки". Книга, которая начинается с конца. Пожалуй, сказать что она про апокалипсис будет неправильно. Однако подается книга именно так и до самого конца ты уверен, что это именно книга-катастрофа, книга-действие. На самом деле все немного глубже, тоньше и много, много менее маштабно. Кстати, насчет конца - он на самом деле неожиданный. Обычно, даже если сюжет делает резкий поворот в конце, в других книгах читателя к этому постепенно доводят, и к концу уже обычно сам обо всем догадываешься. В "Сумерках" же все по иному. Та самая правда, истинный сюжет книги раскрывается только в предпоследней главе. Нас просто ставят перед фактом, и это заставляет пересмотреть все события книги заново. Именно тогда преобретает смысл то, что до этого казалось мистикой, вымыслом и просто абсурдом, причем читатель понимает это одновременно с героем. А дальше - конец. Во всех смыслах. Последний раз Земля вздрагивает в унисон с умирающим Богом, и понимаешь: дальше - только сумрак.

Очень многие успели отметить, что "Сумерки" сильно отличаются от "Метро 2033", и по стилю написания, и по сюжетной составляющей. Конечно, "Метро" - намного более легкое чтиво, и написанно все-таки более просто, приземленно и не затрагивает таких абстрактных материй. Однако, и в "Сумерках" в конце концов все сводится к простому человеческому одиночеству, боли и желанию жить

"Мир вокруг меня существует, потому что существую я.""

@темы: Отзыв

21:24 

Знакомьтесь. Эдмонд Гамильтон «Звёздные Короли»

Энрик Кара
Петь, среди собак, волчьи наши песни, где с Небес за нами так и не придут... (с)
смотреть обложку
Книга, которая оказалась для меня неожиданностью. Привычка считать Гамильтона «писателем с натуры», похожем на Артура Кларка, его «Сокровища громовой луны» - Плутон, самое дальнее куда заносило Гамильтона в его творениях. Он были хорошо просчитаны, и хотя еще не было космических полётов в точности описывали, то что астронавты должны были бы переживать во время космического путешествия. И вдруг – Центр галактики, Звездная Империя, изобильное описание галактических картин, поражающих сознание своим великолепием. Ну, да, оно и понятно, всё-таки центр галактики, а не окраина на которой мы живём. Кстати, вполне научное описание всей этой красоты и реальные пейзажи. Ну и конечно же звёздные битвы, страшное оружие выворачивающее всленную наизнанку и конечно же разнообразие форм разумной жизни. Не говоря уже о симпатичных героях без которого не обходится не одна «Космическая опера». Меня поразили обсидиановые диски на кораблях для объёмной видео связи... Ничего не напоминает? Угу, похоже на «Звёздные войны» Джоржа Лукаса, который в каком-то из интервью признавался что эта трилогия Гамильтона его вдохновила и некоторые вещи он взял в свой фильм.
На мой взгляд эта вещь как и «Капитан Фьютчер», вне времени, она до сих пор может восхищать и читается легко и на одном дыхании, особенно в хорошем переводе.
Что её отличает от классического жанра «Космической оперы», это то, что описания галактических пейзажей, натурально. Сейчас, с помощью радиотелескопов, мы можем видеть всё великолепие космоса и других звёздных систем, что описаны в этом произведении, но вот автор этого видеть не мог. Он мог всего лишь предположить, что это может быть так...

Желающим ознакомиться:
Звездные короли
возвращение на звёзды

PS. На русский язык были переведены две книги: «Звездные короли» и «Возвращение на звёзды». Третья книга под примерным названием «Иная вселенная» так и осталась не переведённой.

@темы: Отзыв, Э. Гамильтон

13:46 

Артур Кларк "Город и Звезды"

BP Shagrath
Необычайная банальность эта антиутопия.(с)
> "Город и звезды"- одна из самых известных книг Артура Кларка, и после прочтения я понимаю почему. Перед тобой открывается мир далекого будущего: прошли не века, не тысячелетия от даты написания книги, а миллиарды лет. Но восхищает даже не размах автора, а действительно хорошее, продуманное описание мира, включая его историю, эволюцию человечества и технологического прогресса. Поражает насколько целостно и гармонично сочетаются все выше перечисленные элементы, отчего легко воссоздать образ в своей фантазии. Поэтому в один из моментов начинаешь верить - да, такое действительно могло бы быть, как один из вариантов. Что, собственно, одно из подтверждений литературного таланта автора, его ума, познаний и безграничной фантазии.
Кларк показал в данном произведении больше чем один вариант развития человека, как личности, впрочем, как и не один вариант развития организации общества. Правильно разместив акценты, и предоставив две противоположные друг другу системы он смог отлично показать два казалось, идеальных мира, и предоставив читателю возможность самому провести между ними аналогии, выделить минусы и плюсы. При прочтении можно наблюдать одну из весьма банальных, но от этого не менее правильных и верных истин - отречение от одной из составляющих человека приводит к застою. Город-логика и город-духовность ничего не стоят пока они разделены друг от друга. Поднимается немало других социальных проблем и сугубо индивидуальных, поэтому "Город и звезды" действительно достоин называться - социально-философской фантастикой.
За время прочтения книги я испытал немало как положительных, так и негативных эмоций. Эта книга создает особую атмосферу, и особый мир. Лично мне было сложно осознавать что я подхожу к последним главам, так как незаметно от себя я погрузился в описанную Вселенную целиком и полностью.

Читать онлайн: lib.ru/KLARK/stars_ru.txt

@темы: Отзыв

11:38 

Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту"

BP Shagrath
Необычайная банальность эта антиутопия.(с)

После прочтения трех книг написанных более "сухим" слогом, с употреблением достаточно немалого количества слов относящихся к научной терминологии, "451 градус по Фаренгейту" читался легко и непринужденно. Хотя, именно поэтому воспринимался поначалу несерьезно, на уровне красивого романа. Но как вчитался, это ощущение сразу-же исчезло. Автор описывает альтернативное будущее, где сфера развлечений становится самым сильным и разрушительным оружием государства против граждан и, что самое худшее, у них это получается. К людям описанного общества нельзя применить термин "Homo sapiens", так как большинство из них отучились мыслить, а вместе с тем и чувствовать. Этот мир напоминает огромную ферму, где есть соответственно: фермеры, скот и собаки. К последним относятся пожарники, только тут они не тушат пожары, а тушат любое стремление познать себя, окружающих и мир вокруг. Они, как любая собака, охраняют порядок от тех кто хочет его нарушить, кто пытается сам познать истину с помощью литературы и тех, что хуже, кто хочет вывести из этого застоя других людей. Ведь что может быть лучше для правительства чем люди не имеющие своей точки зрения. Интеллектуальная деятельность для идиотов - именно такой лозунг у обитателей этого мира. Спасает одно - остались люди, чья жажда знаний заставляет их рисковать и пытаться сохранить достояние человеческой мысли, какая содержится в любой книге.
Главный герой словно просыпается после встречи со странной девушкой и понимает в каком мире он живет. Он, пожарник, тот кто уничтожал всю свою жизнь книги, в один момент осознает все ничтожество своих поступков и то, какой марионеткой он оказался в руках выше стоящих людей, чему отчаянно сопротивляется. За ним и предстоит наблюдать читателю, и сопереживать ему. Образность и полет мысли Рэя заставляет в фантазии представить настолько четко ощущения героя и его мысли, что становится не по себе, это уныние и безысходность в какой-то момент заполнили меня, заставляя испытать злобу и отвращение к тому обществу и его порядку.
В какой-то момент для себя я увидел параллели между выдуманной Бредбери организацией общества и Советский союзом. Так что, вполне можно предположить что писалась она под воздействием впечатлений от строя какой был на территории бывшего СССР, где все должны быть не просто равными а одинаковыми, где любое инакомыслие каралось законом. Да, общего можно найти много.
Лично для себя подметил один минус - представить этот мир до конца отталкиваясь только от слов автора сложно. Здесь мы видим хорошее описание того, что творится с людьми, общую атмосферу, но цельного образа не возникает. Описание мира скудное, из технологического прогресса мы видим лишь механического пса, и нечто подобное домашним кинотеатрам занимающих всю стену. Только то, что служит инструментом для отображения мысли автора. Как выглядят здешние дома снаружи, какой дизайн машин - все остается неизвестным. Тем не менее автор затронул актуальную проблему нашего времени, а именно деградацию общества, не желание думать и получать знания. А ведь от даты выхода книги прошло очень много времени и поэтому можно сказать, он предвидел некоторые тенденции в развитии общества заранее, за что его можно назвать пророком.

@темы: Отзыв, Рэй Бредбери

03:39 

«Посредник» - авторский НФ-фильм Владимира Потапова.

Techno_Jaro
«Посредник»

Киностудия им Горького, СССР, 1990 год.

Режиссер: Владимир Потапов
Композитор: Владимир Чекасин

В главных ролях: Олеся Судзиловская, Андрей Тарасенко, Даша Сидорина, Денис Членов, Инара Слуцка, Валерий Сторожик, Альгис Матулёнис, Евгений Редько, Виллор Кузнецов.

Телевизионный, три серии.

Фильм снят по мотивам повести Александра Мирера «Главный полдень». Данная картина - один из сценариев инопланетного вторжения. На Землю, в маленький городок прибывает таинственный шар-автомат, который внедряет разум пришельца сначала в одного человека, а потом с его помощью - в других людей, полностью подавляя волю последних. Цель оккупантов - захватить радиообсерваторию, чтобы дать на орбитальную станцию сигнал к массовому вторжению. Казалось бы цель близка, но выясняется, что дети, подростки, гении и сумасшедшие не пригодны для внедрения чужеродного, инопланетного разума.

Атмосфера фильма весьма сильно отличается от оригинального произведения. Если в книге можно увидеть юношеский сюжет, то фильм, по одному мнению снят под влиянием А.Тарковского («Сталкер»), а по другому - под влиянием Александра Сокурова. Неспешно развивающееся действие, сопровождающееся необычным саундтреком постоянно держит в напряжении, создает уникальную, неповторимую атмосферу тревоги, изменившейся реальности. В любом случае «Посредник» - однозначно авторский фильм, абсолютно непохожий на ныне всем привычные картины. Весь фильм снят практически без спецэффектов, но характер действия и драматургия прекрасно обходятся и без них.

Ссылки по фильму: Неофициальный сайт, фильм на Kino-Teatr, фильм на Kinoexpert, страница фильма в Википедии. По двум средним ссылкам интересно почитать мнения и обсуждения.

Фильм можно посмотреть онлайн здесь (три онлайн-плейера - по серии на каждый).

Фильм можно скачать (по всем ссылкам можно посмотреть кадры): Торрент-трекеры: рип на Torrents.Ru (*), DVD9 на Torrents.Ru (*), TV-рип невысокого качества на Tfile.

ArjLover (ищите ссылку «HTTP link», там же можно посмотреть кадры) (*): 1 серия, 2 серия, 3 серия.

(*) - О недостатках помеченных таким образом релизах смотрите здесь.

@темы: Арт, Отзыв, Фильмы

15:08 

"Свидание с Рамой" Артур Кларк

BP Shagrath
Необычайная банальность эта антиутопия.(с)
"Свидание с Рамой" Артура Кларка, была отмечена многими престижными литературными премиями, такими как: «British Science Fiction Award»-1973, «Nebula»-1973, «Hugo»-1974, «John W. Campbell Memorial Award»-1974, «Locus»-1974. И не удивительно. На то время, исходя из тех данных что были известны в 1973 году науке, книга с таким подробным описанием "жизни" на Раме, научным объяснением все процессов какие протекали на ней, не могла остаться не замеченной критиками, и не быть по достоинству оцененной. Сейчас многие представления о науке использованные Артуром Кларком устарели, отчего книга, впрочем как любая книга того периода, может показаться весьма наивной. Но, лично мое мнение, весьма неразумно сейчас не восхитится "Встречей с Рамой", как и другими книгами написанными в прошлом, исходя из подобных аргументов. На свое время он сделал шедевр, показав не только свою компетентность во многих науках но и очень развитую фантазию, и награды тому доказательство.
Роман рассказывает о встрече человечества с внеземной цивилизацией. Так называемый "космический Ноев ковчег", был замечен примерно тогда, когда он влетел в солнечную систему. Земля отправляет к нему свой космический корабль "Индевор", для его более детального изучения. Времени у землян остается немного, так как по расчетам Рама через некоторое время приблизится к Солнцу на опасное для человека расстояние.
Сразу после высадки людей на Раме, им казалось что созданный чужим разумом корабль, эта искусственная мини-планета - мертва. Но, вскоре выяснилось что это не совсем так. Читатели смогут наблюдать как мир оживает, узнать как это объясняется законами физики, прочитать кто же обитает здесь. Многие поставленные вопросы обретут ответы, некоторые нет. Так что многое придется додумать самим.
И естественно ничего тут не обойдется без вмешательства других людей. Меркуриане (люди заселившие в свое время планету), руководствуясь своей политикой и своими целями будут немного иного мнения о причинах появления инопланетян, нежели земляне.
Могу отметить как один из минусов - иногда затянуто.
В общем всем советую, эта книга стоит внимания любого кто симпатизирует жанру научной фантастики.

@темы: Отзыв, Артур Кларк

17:05 

"Ребус-фактор", А. Громов

Flex Ferrum
IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
На днях дочитал "Ребус-фактор" Громова. Впечатления (как это не редко бывает у меня последнее время) остались двоякие. Чем-то - понравилось, чем-то не очень, но в целом - весьма на уровне. Основной недостаток (на мой вкус) заключается в том, что Громов стал слишком многословен (ну, либо раньше я не придавал аналогичным его сентенциям такого значения). Поскольку повествование ведётся от лица главного героя, этот самый герой слишком обильно комментирует свои действия в стиле "что было бы, если бы не". Местами - очень не к месту, что оставляет впечатление, что автор тешит ЧСВ, а не рассказывает историю. В остальном...

Сюжет - вполне в авторском стиле. Далёкое будущее. Земляне открыли принцип гиперпереходов и начинают активно основывать колонии за пределами солнечной системы. При этом не дают колониям слишком активно развиваться, не предоставляют множества удобств, оставляя их (в буквальном смысле) на подножном корму. Что, понятное дело, не нравится самим колонистам и те тихо ненавидят свою метрополию за слишком хорошую (по их мнению "незаслуженную";) жизнь, слишком скудное снабжение, слишком высокомерное отношение и т. д. и т. п. И продолжалось бы так до скончания веков, если бы на одной из колоний не было бы найдено средство "догнать и перегнать" метрополию в военно-техническом плане. Что позволило подбить ряд других (достаточно развитых) колоний поднять восстание и начать активную борьбу за независимость. От метрополии. Понятно, что помощь была оказана колониям не из чисто альтруистических соображений.

Главный герой - житель (прямой потомок первопоселенцев) одной из таких колоний, непосредственно участвующий в описываемых событиях "с младых ногтей". Сначала помогает подполью, потом участвует в восстании и последующей войне за независимость, потом - пытается оценить, а стоила ли игра свеч и разобраться в тонкостях отличий экономической зависимости от политической, так ли уж плохо жилось под "пятой" метрополии, и что теперь со всем тем, что получилось, делать.

Стиль изложения - вполне авторский. Резкий, без сюсюканья и соплей. Людей убито столько, сколько возможно в сложившейся ситуации. Чудесных сюжетных вывертов - почти нет, и ситуация развивается в направлении от "плохо" к "очень плохо", что, собственно, не удивительно. А ряд ситуаций в книге вполне узнаваемые.

Вопросов в книге задано много. Вопросов "на подумать". Автор не даёт однозначных (своих) ответов на них. Что несколько выбивает книгу из общего ряда. Чаще Громов просто показывает, что в моделируемой ситуации иначе, чем поступили герои, поступить нельзя. А здесь финал почти открытый. Да и сама книга - больше книга-размышление "на тему". Единственный вывод, который делает автор (хотя явно его не озвучивает) - это то, что при оценки ситуаций надо иметь очень холодную и трезвую голову. И что не стоит лезть в воду, не зная броду. Может и течением унести да так, что не выплываешь. А с другой стороны, предлагает читателю самому подумать над вопросом: а что делать, если иначе - мочи уже нет? И так ли уж было хреново? И так ли уж хочется уйти из под одной пяти, чтобы попасть под другую?

@темы: Отзыв

10:08 

Но если вам все известно, как я могу делать выбор?

Не забыть про надпись на потолке
Наслаждаюсь в перерывах между приступами восхищения Азимовым и его грандиозным психоисторическим трудом. Вот, действительно социальная и философская фантастика, которая основательно так держит за вымя очень философский и серьезный вопрос( а у Азимова по-другому и не бывает).

А суть в следующем. Существовала развитая космическая цивилизация, возможно единсвенным препятствием на ее резвитии являлись большие космические расстояния. По существу - вполне преодолимые. В эпоху коррупции, упадка культуры и очередного кризиса империи, гений современности, великий ученый, Гэри Селдон попытался вывести законы по которым развивалось, развивается и будет развиваться человеческое общество. И облек все это в математическую форму, очень сложную, понятную до конца наверное только им самим (да и то не факт), но которая могла давать какие-то предсказания. И по существую это был такой взгляд в будущее, предсказание всех возможных событий и процессов. Дабы повлиять на ход истории... Используя свои исследования, он предвидел крах существующей Первой Империи, спланировал и воплотил в жизнь план создания Второй Империи в кратчайшие сроки (тысяча лет вместо тридцати тысяч), после неотвратимого периода полного хаоса и варварства. Он создал Фонд Галактической Энциклопедии, которому официально предстояла задача написания Галактической энциклопедии в качестве роли сохранения знаний, культуры и науки во всё больше скатывающейся в невежество галактике. Свою основную цель Академия начала реализовывать после отделения окраинных провинций империи, которые располагались рядом с Терминусом. Используя атомную энергетику, высокие технологии, дипломатические манёвры Академия постепенно захватила власть на окружающей территории и постепенно расширяла своё влияние. На каждом кризисном этапе включалась запись с голограммой Гэри Селдона, в которой он блестяще предсказывал ход событий. Очень глобальный философский вопрос задает произведение - кем все-таки творится история и какие процессы лежат в ее основе. План Гэри Селдона говорит о ведущей мотивации изменений - экономических и социальных процессах, которые происходят запланировано согласно психологии больших масс людей. То есть, объектом приложения всех этих сил, как и объектом рождающим эти силы являются очень большие группы людей. Внимание! Роль отдельных индивидуальностей, отдельных людей, пусть даже невероятно сильных и могущественных в психоистории не важна. Они будут скорее порождением тех сил, идей значительных масс народа, высшими точками проявления. Но все равно их частью когда индивидуальность не играет никакой роли. Много лет в повествовании психоистория не давала ни одного сбоя, а план Сэлдона выполнялся и делал еще один шажок через предсказано наступившие кризисы. Но в какой-то момент такое впечатление, как будто психоистория ошиблась. Может это впечатление создается специально, не знаю не дочитал еще. На арене мира появился персонаж, сильная индивидуальность, который обладал способностью подчинять эмоции и умы остальных людей. При чем в глобальном масштабе. Ему удалось завоевать пол галактики, порушить Первую Академию, и как бы сломать план Сэлдона… И только вопрос о Второй Академии окончательно расставит все на свои места…
Действительно, очень интересно в переложении на реальны мир. То есть теоретически можно ли просчитать математически ход истории? И вот такие объекты, как Гитлер или Ильич порождение закономерных сил? Или тут индивидуальность ведущее значение имеет?

Вообщем, роскошное произведение, настоящая фантастика, где декорации – средство раскрытия идеи. Сейчас читаю про Вторую Академию, только плиз, не спойлерить.

@темы: Отзыв

19:43 

Роберт. Ч. Уиллсон, "Спин"

Flex Ferrum
IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
По завершению чтения этой и ряда других книг возникла мысль, что современные писатели-фантасты, пишущие в жанре НФ - это Жюльн-Верны 21-го века. Ведь, если посмотреть на то, какие именно идеи ими развиваются и переносятся на страницы НФ-книг, то можно заметить, что большинство из них - это не более, чем экстраполяция технологий и трендов, развиваемых в настоящий момент учёными. Причём экстраполяция в достаточно близкое будущее. И несмотря на то, что к "Спину" это утверждение имеет несколько косвенное отношение (автор пошёл на некоторые хитрости), тем не менее и эту книгу можно считать НФ "ближнего прицела", пусть и с некоторой долей условности.
Итак, одной ясной осенней ночью на небе разом исчезли все звёзды и Луна, и на Землю обрушился дождь из сильно постаревших обломков, бывших когда-то частями искусственных спутников Земли. В поисках причин происходящего скоро выяснилось, что Земля окружена мембраной (прозванной "Спином"), обладающей весьма странными свойствами, выдающими её неестественное происхождение. Во-первых, мембрана обладала странными пропускными способностями. Рукотворные аппараты могли проходить сквозь неё в обе стороны, а вот тела естественного происхождения (как то метеориты и прочее) - нет. Во-вторых, течение времени на Земле очень стало сильно замедленным. За одну секунду по земным часам за пределами Спина проходило около трёх лет. И в-третьих, для Земли были созданы условия, аналогичные тем, которые были до Спина. А именно - времена года сменялись с нужной периодичностью, приливы и отливы никуда (вслед за Луной) не исчезли, и Солнце было всё таким же жарким. Произошедшее выбило земную цивилизацию из привычной колеи, а когда выяснилось, что до солнечного расширения и последующего коллапса (по современным представлениям Солнце должно схлопнуться в звезду типа "белый карлик" через 5-6 миллиардов лет, превратясь предварительно в красного гиганта с границей гелиосферы за пределами орбиты Земли) осталось, по земным меркам, порядка 50-ти лет, социум пошёл вразнос. Но книга, на самом деле, не о том, каким образом земная цивилизация может отреагировать на близкий и неотвратимый "конец света" в буквальном смысле (эта линия проходит фоном), а о том, каким образом человечество может воспользоваться сложившимися условиями для того, чтобы не сгинуть окончательно и бесповоротно, и что при этом может обрести/потерять. И мировое сообщество объединяет свои усилия под идеей террафомирования Марса, как ближайшей планеты, которой не коснутся солнечные катаклизмы.
Начало книги мне показалось достаточно скучным. Несмотря на оригинальность идеи, сложилось впечатление, что автор как бы нехотя, лениво "раскачивает" действие и читателя. Получилось это у него "на грани", поскольку не раз (в самом начале) возникало желание отложить книгу. Ну, в самом деле, разве можно высосать что-то интересное из идеи окружения Земли такой вот оболочкой и приближения конца света свехускоренными темпами? Ну, разве что очередные размышления на тему пороков общества, обнажающихся в таких вот экстремальных условиях его существования. Но книгу я не отложил, чему, в итоге, несказанно рад, поскольку задумка автора оказалось весьма непроста, и раскрылась во всей своей красе ближе к финалу. С намёком на продолжение, кстати сказать. Повествование разбито на две параллельно идущих линии. Первая линия начинается в наши дни (с момента возникновения Спина) и заканчивается аккурат в момент, когда начинается вторая, описывающая события, происходящие спустя 40 лет. Композиция этих повествовательных линий построена в тексте книги таким образом, что они дополняют друг друга, постепенно раскрывая перед читателем полную картину произошедшего и происходящего.
Язык книги (как минимум перевода) несколько вульгарен. Автор не отказывает себе в удовольствии применить (к месту) крепкое выраженьеце, хотя до откровенной нецензурщины и не опускается. Это несколько коробило в процессе чтения, поскольку мне привычен несколько более литературный язык.

В целом, от книги остались положительные эмоции и впечатление. Идея автора поражает воображение своим поистине галактическим размахом. Вопросы, обильно рассыпаемые автором в начале книги, находят свои ответы строго в нужный момент, постепенно подводя читателя к финальному крещендо, в котором раскрываются истинные масштабы происходящего.

@темы: Отзыв

21:56 

Майкл Флинн, "Эйфельхайм. Город-призрак"

Flex Ferrum
IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
Можно долго спорить на тему "Умерла ли современная НФ или нет? Настанет ли ещё золотой век НФ, или всё уже в прошлом" и т. п. А можно брать, и читать хорошие книги. И получать от этого удовольствие. "Эйфельхайм. Город-призрак" Майкла Флинна одна из таких. Жанровую принадлежность можно определить как научная фантастика/криптоистория. Если, правда, под НФ понимать стиль, в котором писал Жюль Верн (т. е. "здесь и сейчас" происходят события, но весьма удивительные).
Книга составлена из двух линий повествования. Действия одной линии происходят в средние века, недалеко от границы Германии со Швейцарией. Действия другой - в наше время. "Средневековая" линия повествует о том, как в середине XIV-го века в лесах Германии, недалеко от местечка, в последствии названного Эйфельхаймом, потерпел крушение инопланетный корабль. Жители городка (сначала в лице местного пастора, сержанта гарнизона замка и одной из жительниц деревни, а потом и все остальные) вошли в контакт с обитателями корабля и пытались, в меру своих возможностей, помочь им в затруднительной ситуации, в которую они попали. Действие второй линии происходят в наши дни, где клиолог Том и физик-космолог Шерон продвигаются в своих исследованиях. Том - в исследовании причин ухода жителей из местечка Эйфельхайм, а Шерон - исследование многомерных пространств и возможных причин снижения скорости света. Каждый из них занимается своими исследованиями, делясь результатами друг с другом, и в финале оказывается, что они могут многим помочь друг другу, несмотря на то, что области их научных разработок, казалось бы, не пересекаются ни на миллиметр.
Каждая из линий написана в своём стиле и от третьего лица. В центре исторической линии находится деревенский пастор Дитрих, принимающий непосредственное участие во всех описываемых событиях. Современная линия меняет своих центральных персонажей - часть глав написана про Шерон, другая часть - про Тома.
"Историческая" линия является основной, и, по большому счёту, размыслительная и бытоописательная (не в ущерб сюжету). Автор аккуратно и скрупулезно разворачивает перед читателем реалии, быт и окружение германской деревни 14-го века. Картина выписана настолько детально, что в процессе чтения ты буквально погружаешься в то время, а когда в деревню приходит чума, то ужас и страх от происходящего ощущаются вместе с героями. Потерпевший аварию корабль пришедший и его экипаж показаны так, как мог бы воспринять подобные события (и подобных существ) типичный средневековый житель. Автор везде, где может, избегает антропогенных анахронизмов. Незнакомые инопланетные предметы и явления описываются теми терминами, которые были в арсенале натурфилософов того времени. "Неологизмы", присутствующие в тексте, и легко узнаваемые современными читателями, поданы так, как будто бы их придумывает сам пастор Дитрих, пользуясь известными ему в то время понятиями и терминами. Вообще, эта линия повествования стала для меня своего рода открытием. Открытием европейского средневековья того периода. "Вдруг" выясняется, что в средние века существовала пытливая научная мысль (называемая тогда "натурфилософией"), что развивали её не опальные "алхимики", а служители церкви (а по другому и быть не могло). Что христианское мировоззрение нисколько не мешало (и не мешает) развитию научной мысли. Особый интерес вызывают размышления Дитриха на разные темы, его диалоги как с инопланетянами, так и с его современниками (например, с монахом-францисканцем, жившим в его приходе, или .... с самим Оккамом, бывшим его, Дитриха, однокашником). Эти размышления и диалоги составляют немалую часть повествования и, очевидно, являются размышлениями самого автора на широкий спектр тем, как то: сущность христианства и жертвенности, сущность технического прогресса и его восприятие обществом, взаимоотношение христианства и науки, разные способы восприятия окружающей нас действительности, и многих других. "Крэнки" (так были названы инопланетяне) в достаточной степени не похожи на людей, чтобы поставить перед пастором ряд вопросов - а наделены ли душой сознания, не созданные "по образу и подобию" господа Бога, можно ли их крестить, как они вообще вписываются в привычную ему картину мира? Планов повествования в этой лини много, и каждый из них по-своему интересен.
"Современная линия" с одной стороны, более прозаичная, с другой - необходимым образом дополняет "историческую" линию. По сюжетному построению больше похожа на детектив (там, где Том пытается раскопать - что же случилось там, в Эйфельхайме - Оберхайме в далёком 1347-ом году), а размышления Шерон приближают произведение к НФ. Не смотря на то, что "историческую" линию можно считать основной, без "современной" линии произведение было бы совершенно, совершенно иным. То, что происходит "здесь и сейчас" органичным образом завершает повествовательные линии, выводя книгу на иной уровень.

Общие впечатления - очень положительные. Придраться - не к чему, да и особо не хочется. Есть много над чем поразмышлять.

@темы: Отзыв

01:08 

"Танцы на снегу" (С. Лукьяненко)

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
Сюжет – что дышло, куда повернут, то и вышло.
Вот смотрите: безнадёжность неприспособленной для жизни планеты-рудника, жители которой в буквальном смысле платят за воздух. А чтобы в семье могли появиться внуки, будущие бабушки и дедушки отдают свой «социальный пай» детям, а сами пользуются законным правом на смерть. Где потеря работы – отсроченный смертный приговор, и безработные родители главного персонажа переписывают на сына свои социальные паи, а сами – в Дом Прощаний.
А сын… сын в свои тринадцать понял, что жить он здесь не сможет. И нанимается на первый же транзитный «грузовик». Не юнгой, не в экипаж, а «мозгами в бутылке» - расчетным модулем, элементом киберсистемы корабля.

Это единственное, что он может – сдать в аренду своё тело, чтобы, заработав, выучиться на пилота. Или просто перебраться на какую-то другую планету – куда угодно, но подальше от воздуха по социальным нормам и тусклого солнца сквозь пыль над городским куполом.
Есть одно жирное «но»: результат работы – гарантированная инвалидность. Через пять лет на его счету будет очень солидная сумма, достаточная, чтобы мечта стала явью, но ему это будет не нужно. Потому что за эти годы у него атрофируется воля, целеполагание, ему всё будет безразлично, и выбор между тремя сортами лимонада станет непреодолимым Рубиконом.
Вот как думаете, куда должен вырулить сюжет из такой точки отсчёта?

На самом деле – это подростковая книга. Хорошая, умная. Как возможна такая трансформация? читать дальше

@темы: Обсуждения, Отзыв

13:46 

Геннадий Тищенко

Лев Абалкин
В перламутровой мантии, Как ребенок точь-в-точь, Недобитый романтик Отправляется в ночь.
Абсолютно случайно наткнулся на советский мультик "АМБА", могу сказать сразу - с утра лучше не смотреть. Создается впечатление, что без травы тут дело не обошлось: либо ты успел повеселится, либо автор веселился во время процесса. Тем не менее именно благодаря ему я познакомился с творчеством русского режиссера-мультипликатора и художника Геннадия Тищенко.
Немного о самом мультфильме. Городок АМБА - Автоморфный Биоархитектурный Ансамбль, был создан людьми на Марсе. О нем и повествуют две серии выше указанного мультфильма, которые должны были стать началом сериала "Звездный мир". После выпуска первой серии проект закрыли . Вторую серию Геннадий Тищенко делал исключительно за свой счет по устной договоренности. Что похвально, так как ему удалось сделать из нереализованного сериала короткометражный мультфильм не требующий продолжения. Более того, автор заставляет зрителя задуматься над определенными темами, которые иногда мелькают в его творчестве. Из интервью: "Следующая тема (она присутствует в фильме «И эхом отзовется») — ответственность за все, что с нами происходит. По мере возрастания мощи человечества каждый должен продумывать свои поступки, так как их последствия могут отозваться эхом нашим детям, внукам и правнукам. Собственно, о том же самом рассуждают герои «Вампиров Геоны» и двухсерийной «Амбы»".
Смотреть:
Остальные его работы как режиссера и мультипликатора не смотрел. Но заинтересован ознакомится. Если кто-то видел, поделитесь впечатлениями.

Творчество. Тищенко рисовать начал еще в школьные годы. И уже тогда они привлекали внимание к себе. Амнуэль и Шлимак, писатели-фантасты из Баку, уговорили послать работы в «Технику молодежи» на международный конкурс художников-фантастов. И как оказалось, не зря. Его работы заняли первое место в региональном состязании первого тура. Лично мне они понравились, некоторые из них ниже:
1.Из серии Миры Станислава Лема "Солярис"
2.Из серии "Космическая эротика"
3. Из серии "Миры Ивана Ефремова"
Тибетский опыт 2

Если кого-то заинтересовало творчество Геннадия Тищенко:
Сайт - www.tishchenko.ru/rus/index.htm
Интервью - www.mirf.ru/Articles/art2956.htm

@темы: Арт, Отзыв, Фильмы

10:22 

"Счёт по головам", Дэвид Марусек

Flex Ferrum
IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
"Счёт по головам" - четвёртая книга, которую я прочитал в серии "Сны Разума" издательства "Астрель" (отзывы о первых трёх можно найти в моём дневнике). Прочитал уже достаточно давно, а вот с отзывом всё тянул. Но, прочитав очередной пост в сообществе "Deep Space" наконец, решил отписаться.
Книга, на самом деле, удивительная. Во-первых, удивителен сам мир, который описывается. Это наше будущее, относительно недалёкое (~100-120 лет), но такое... и реальное и нереальное одновременно. Во-вторых, удивителен подход автора к подаче материала: жанр - чистая НФ + киберпанк. При этом автор не утруждает себя детальным описанием того, как и что устроено, но по прочтению всё, вообщем-то, становится понятным. В-третьих, все те технологические (и не только) изыски, которые описывает автор, получены не просто путём экстраполяции существующих технологий, но и экстраполяцией социальных трендов, научно-исследовательских направлений и т. п., что придаёт нарисованному миру рельефность и реалистичность. В результате имеет место эффект почти полного присутствия.

В центре сюжета - почти детективная история. Нужно во что бы то ни стало спасти голову. Голову, замороженную в шлеме скафандра. Голову - единственную оставшуюся часть от дочери очень влиятельной особы, главы огромной корпорации. Голову, которую очень много других влиятельных людей (и не только людей) хотели бы видеть мертвой. Но это - не детектив. Автор уделяет сюжету ровно столько внимания, сколько необходимо, чтобы читатель не отложил книгу в сторону. Достаточно сказать, что развязка совершенно не-канонична с точки зрения детективных историй. Основной целью автора было сконструировать мир будущего таким, каким он мог бы стать. Не утопичный (или антиутопичный), а где всего по-немногу. Тут и искины всех сортов и мастей, и медицинские супер-технологии, и наноботы на службе человека и общества, и космическая энергетика, постоянный онлайн, виртуальная и дополнительная реальности, и много-много чего еще. Но показана и другая сторона. Города закрыты куполами, которые защищают от новейшего нанотехнологического оружия (последствий недавней войны), в квартирах ползают полицейские слизни, которые могут в любой момент проверить корректность твоего генетического кода и (если проверка дала отрицательный результат) - арестовать тебя. И еще большее расслоение общества, в котором средний класс вынужден буквально драться за возможность существовать, и многое другое подобное. Но дополнительную реальность всему этому придает то, что предпосылки ко многому из того, что написано автором, можно увидеть на околонаучных новостных лентах уже сейчас. Создаётся впечатление, что автор оседлал машину времени, слетал лет на 100 вперёд, и подсмотрел - как оно там будет.

Из недостатков могу отметить только одно - обилие терминов, смысл которых приходится угадывать из контекста, да и то не всегда получается. Понятно, что это часть реальности, но, блин, хотя бы глоссарий что-ли прикрутил бы. А так - с нетерпением жду второй части.

@темы: Отзыв

10:41 

Кори Доктороу - "Младший Брат"

Flex Ferrum
IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
Маркус - продвинутый в техническом отношении 17-тилетний юноша, очень переживающий, когда его свободу пытаются ограничить. Он обманывает школьные системы слежения, чтобы удрать с друзьями с уроков, взламывает защиту школьного бесплатного ноутбука, чтобы иметь возможность неограниченно его использовать, собирает разные технические прибамбасы и т. п. В общем, ведет обычную жизнь обычного технически-подкованного подростка, знающего, чем можно себя занять, и как развлечь без особого вреда окружающим.

Но вот в один не очень прекрасный день он, с компанией своих друзей, оказывается не в том месте не в то время. В Сан-Франциско, его родном городе, совершается крупный теракт, они оказываются недалеко от места его совершения, и их загребает Департамент Нац. Безопасности по подозрению в терроризме. За отказ разблокировать свой мобильник, а также за просьбу предоставить адвоката днбисты всячески унижают Маркуса, вынуждая его предоставить необходимую информацию. Он, в конце концов, колется и выдает все свои логины, пароли и проч. после чего его отпускают, пригрозив держать рот на замке, не то будет хуже. Очутившись на свободе и придя в себя, возмутившись тем, как поступило с ним и его друзьями правительство его родной страны, он решает отметить. И берется ломать систему всерьез. Маркус не становится большим хакером, чем был. Он обращает свою энергию в другое русло - создаёт закрытую сеть (икс-нет), приглашая туда своих друзей и знакомых со всего Сан-Франциско, и они вместе начинают устраивать различные акции гражданского неповиновения, а также всячески дескредитировать работу, проводимую ДНБ.

Этот роман не о молодёжном андеграунде, не о хакерах-вирмейкерах, взломщиках банковских систем, кардерах и т. п. Это роман о людях, в итоге осознающих, что свобода - это не данность, а то, что нужно добывать собственными усилиями и, возможно, кровью. В этом смысле роман сильно перекликается с романом Хайнлайна "Луна - суровая хозяйка" ("Луна жестко стелит"). О том, насколько далеко каждый из нас может/готов зайти, чтобы добыть эту свободу не только для себя, но и для других. О том, что свободу очень легко отдать, купить, продать. О том, что "1984" вполне возможен в современном обществе, причём с согласия (молчаливого и не очень) большинства членов этого общества.

Роман, на самом деле, "научно-фантастическим" (да и фантастическим вообще) можно назвать с очень большой натяжкой. В нём нет фантастической идеи как таковой. Вся описанная техника существует уже сейчас (кстати говоря, видно, что автор писал роман ещё до широкого распространения смартфонов - иначе некоторые детали выглядели бы иначе). Но хорошо видно, что автор прекрасно разбирается в том, о чём пишет. Мне, как IT-специалисту, читать было очень приятно (хотя местами скучновато, где пространно описывалась та или иная технология, но таких мест было мало). И да. Роман - актуальный. Очень актуальный. Заставляет иначе взглянуть на многие вещи, сделать переоценку.

@темы: Отзыв

Научная фантастика

главная